Успенский Эдуард Николаевич. Школа клоунов: занятие 1-5
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ Это случилось однажды. Это случилось однажды в шесть часов вечера. Это случилось однажды в шесть часов вечера в очень большом городе. В Москве. В одной из городских газет было помещено объявление: «Уважаемые товарищи люди! Если у вас есть знакомые клоуны из цирка или из художественной самодеятельности, или просто из жизни, передайте им, что НА УЛИЦЕ ИМЕНИ БАБУШКИ КОСМОНАВТА АНТОНА СИМОНОВА ОТКРЫВАЕТСЯ ШКОЛА ДЛЯ КЛОУНОВ. ТО ЕСТЬ АКАДЕМИЯ. В НЕЙ КЛОУНОВ БУДУТ УЧИТЬ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И УМЕНИЮ СЕБЯ ХОРОШО ВЕСТИ. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ШКОЛЫ ИМ БУДЕТ ПРЕДОСТАВЛЕНА РАБОТА В ЛУЧШИХ ЦИРКАХ СТРАНЫ ИЛИ НА ЦЕНТРАЛЬНОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ. ЖДЕМ ВАС, ДОРОГИЕ КЛОУНЫ, ЗАВТРА УТРОМ 1-ГО СЕНТЯБРЯ». * * * Завтра утром у входа в школу выстроилась целая демонстрация клоунов. Это были клоуны из цирка, клоуны из жизни и клоуны из художественной самодеятельности. Были клоуны толстые и клоуны худые. Клоуны молодые и клоуны старые. Клоуны белые и клоуны негритянские. Они шумели, кричали, прыгали и играли на разных музыкальных инструментах. На арфах, скрипках и сковородках. На крыльцо высшей школы вышла очень строгая женщина. Она надела очки, достала из кармана доклад и сказала: — Дорогие клоуны! Мы будем много работать. Тут часть очереди исчезла. Это были самые шумные клоуны. — Мы научим вас делать зарядку. Еще часть очереди скрылась за углом. Это были в основном толстые клоуны — И умываться, — продолжала свой доклад женщина. В этом месте сбежали негритянские клоуны. Они были вовсе не негритянские, а неумывайские. Не так уж много клоунов осталось. Всего два. Тогда на крыльцо вбежала другая женщина, совсем молодая. Она сказала: — Василиса Потаповна, что же вы делаете? Так вы всех учеников распугаете. Надо было сказать, что мы еще будем ходить в зоопарк, петь песни, и что у нас есть живой уголок. А теперь нам и школу открывать неудобно. Получается, что учителей больше, чем учеников. — Столько же, — сказала строгая женщина. — Нас двое и их двое. — А дядя Шакир? — спросила молодая. Дядя Шакир был дворник академии. Молодая женщина — Ирина Вадимовна — была ее директором. — Но товарищ Шакир не учитель. Он — дворник. — Значит, он может научить подметать… Неизвестно, чем бы кончился этот спор, если бы не пришел почтальон и не принес телеграмму. Строгая Василиса Потаповна прочла: «ВСТРЕЧАЙТЕ МЕНЯ. Я УЖЕ ВЫЛЕТЕЛ. КЛОУН САНЯ ИЗ ТАЙГИ И ЕГО ВЕРНЫЙ ПОЛКАН». — Ничего не понимаю, — сказала она. — Почему он вылетел из тайги? И зачем? Раз он умеет писать телеграммы, ему нечего здесь делать. — Я вам все объясню, — сказала директор Ирина Вадимовна. — Клоун Саня — охотник. Он живет в тайге. Полкан — его верная собака. Они вылетели к нам на самолете, чтобы учиться. А телеграмму можно не писать, можно продиктовать по телефону. Прямо из тайги. И тут все увидели в небе самолет. От него отделились две точки, и над ними вспыхнуло два парашюта. Это прилетел клоун Саня. И его верный Полкан. — Ура! — закричали все люди внизу. Только Полкан оказался не верной собакой, а верной козой. Это была коза охотничья, служебная и сторожевая. Новой особой мичуринской породы. Она еще была и ездовой, и следопытной. Ее воспитал сам Саня в тайге при собачьем питомнике. Я вас попозже еще с ней познакомлю. Я расскажу вам, откуда взялся Полкан. — Ну, теперь все, — сказала девушка-директор. — Теперь можно открывать академию. Можно перерезать ленточку. Обычно, ребята, когда открывается новая школа, новый завод или бассейн, у входа натягивается красивая ленточка. И самый почетный гость должен ее перерезать. Как раз к академии подъехал в «Чайке» такой почетный гость. Это был министр по образованию. И Василиса Потаповна сказала ласковым голосом: — Ленточку должен перерезать наш уважаемый руководитель. — Если он сумеет это сделать, — вмешалась Ирина Вадимовна. Потому что это непросто. Наша школа веселая и открывать ее надо весело. Она сняла с головы косынку, завязала министру глаза и дала в руки ножницы. Он, щелкая ножницами, направился к двери. Вот он подошел к крыльцу, поднялся по ступенькам. А около дверей стоял бородатый швейцар дядя Шакир. — Чик! — щелкнул ножницами министр. И седая борода дяди Шакира упала на пол. Стало видно много-много орденов на груди. Министр застеснялся, сел в «Чайку» и умчался. Много было веселья, пока перерезали ленточку. Например, Василиса Потаповна с ножницами ушла в другую сторону и нарезала много веревок для белья и волейбольных сеток. А клоун Саня из тайги отрезал у одного гражданина авоську с продуктами. Наконец, клоун Наташа — самая молодая ученица — разрезала ленточку, и Ирина Вадимовна пригласила всех в класс. Она сказала: — Я — Ирина Вадимовна. Я буду учить вас писать и считать. Это — Василиса Потаповна. Она педагог. Она будет вас воспитывать и учить хорошему поведению. И клоуны тоже стали представляться. — Я — клоун Саня из тайги — сказал клоун Саня из тайги. — Рядом со мной за партой сидит мой Полкан. Мы никогда не расстаемся. Полкан, голос! Полкан закричал: — Ме-ееееее! — Очень хорошо. — сказала Ирина Вадимовна. — Только ме-еееежду прочим ме-еееееесто Полкана во дворе или в живом уголке, а не за партой. И Василиса Потаповна отвела Полкана во двор и привязала к колышку. — Меня зовут Наташа, — представилась клоун Наташа. — Я хочу работать на телевидении и сниматься в кино. Я хочу стать знаменитой. — А меня зовут клоун Шура, — сказал Шура. — Я немножечко ненормальный. Он сильно покраснел. — А почему? — Потому что, вот почему. Если я о чем-то сильно подумаю, то это сразу появляется. У меня такое свойство. Все задумались над таким свойством, а Ирина Вадимовна попросила: — Ну-ка, подумай, пожалуйста, о мороженом. И чтобы оно было с кремом. Лучше всего в стаканчиках. — Только нельзя, чтобы оно было холодным, — добавила Василиса Потаповна. Шура стал думать так сильно, что даже волосы у него на голове зашевелились. И уши. Бац! И перед ним на столе появилась вазочка для мороженого. А в ней две щетки: зубная и сапожная. И два крема: для обуви и для зубов. — Так я и знал, — сказал застенчивый Шура. — Это все потому, что я сегодня ни зубов, ни ботинок не чистил. Все стали рассматривать и трогать щетки и пробовать их. А клоун Саня взял Шуру под руку и с деловым видом отвел его в сторону. — Я тут из тайги должен был кедровых шишек десяток привезти для подарков. А я забыл. Нельзя ли сделать так, чтобы у меня появилась хотя бы парочка? Зато самых больших. Шура сильно и глубоко задумался. Он прямо глаза вытаращил от напряжения. Хлоп! И у Сани на лбу вскочили две большущие, во какие шишки. И что интересно, совсем не кедровые. — Ничего себе! — ахнул бедный Саня. — А я еще хотел фонарик попросить импортный. Сейчас бы я весь светился. Ирина Вадимовна сказала: — Кажется, все мы перезнакомились. Но тут открылась дверь, и вошел еще один человек. В черном костюме с галстуком и с портфелем. — Я — товарищ Помидоров, — сказал он. — Прибыл на курсы завхозов. Вот моя справка. Меня прислало начальство. — Ваше начальство ошиблось, — ответила Василиса Потаповна. — Вам нужен другой дом, соседний. Курсы завхозов там. А это школа для клоунов. — Начальство не может ошибаться! — возразил Помидоров. — Я остаюсь здесь. — Хорошо, оставайтесь, — разрешила Ирина Вадимовна. — Садитесь на первую парту, товарищ Помидоров. Начинаем первый урок. Но тут прозвенел звонок, и первый день занятий окончился. Все ученики разошлись по домам. И учителя тоже. Приложения к первому дню занятий Приложение первое. Откуда взялся Полкан? Заметка из газеты «СОВРЕМЕННЫЙ ЛЕСОРУБ». «СЛУЧАЙ В СОБАЧЬЕМ ПИТОМНИКЕ» (Прослушайте эту историю, ребята, а потом попробуйте пересказать ее своим родителям). «Это случилось на далекой таежной заставе. У козы Машки родилось семеро козлят. Пожалуй, слишком много. Время осеннее, с травой перебои. — Не выкормит, — решила хозяйка. — Шестеро еще туда-сюда, а седьмого придется утопить. Но сын хозяйки — юный таежный охотник Саня — решил спасти седьмого козленка. Как раз в это время у служебной пограничной собаки Найды родились щенки. Всего два. Хотя ожидалось четыре. Юный охотник подложил седьмого козленка к щенкам. И Найда стала его выкармливать. Время шло. Козленок рос не по дням, а по часам. Через месяц он уже твердо знал свою кличку «Полкан», умел подавать брошенный мячик и без труда выполнял команды «сидеть», «лежать», «бежать» и «голос». Саня решил всерьез заняться воспитанием и дрессировкой Полкана. Каждое утро он пробегал с ним десяток-другой километров. Учил ходить по следу, прыгать через забор, ходить по бревну и туго натянутой проволоке. Удивительным созданием стал Полкан. Он мог часами сидеть в засаде или висеть на дереве подвешенным за рога. Он мог возить сани и тележку. И при этом не забывал давать, молоко. Ведь в конечном итоге Полкан — был коза. А однажды Полкан задержал на границе нарушителя. Это был матерый шпион матерой иностранной разведки. Он был подготовлен к борьбе с собаками. Знал приемы против кусания, но против бодания не знал. И Полкан его взял можно сказать голыми рогами. За этот подвиг Полкан был награжден. Знаменитой козе вручили почетную грамоту и дали ценный подарок — баян. Этот инструмент не очень был нужен Полкану. А юный Саня постоянно на нем играл. Нам кажется, опыт юного мичуринского охотника Сани достоин всяческого изучения и внедрения в народное хозяйство». Корреспондент Жувачкин. Приложение второе. Как устроить рабочее место для ученика Ребята, это рисунок комнаты, в которой живет клоун Наташа. Видите — полный беспорядок. Все везде валяется и висит не там, где надо. На люстре — носки, на столе стоят модные сапоги, а в шкафу за стеклом прыгает котенок. В ваших комнатах, наверное, тоже бывает так. Если Наташе надо будет срочно собраться в командировку, она будет собираться несколько дней. Потому что отыскать пальто, носовые платки или шапку сможет только опытный сыщик. Посмотрите, сумеете ли вы это сделать. Попробуйте найти на рисунке пять предметов, нужных для поездки в другой город — зубную щетку, расческу, чемодан, кошелек и будильник. А это, ребята, рисунок той же комнаты, в которой уже наведен порядок. Потому что в гости Наташа пригласила клоуна Шуру. Они будут пить чай. Здесь все правильно. Все вещи на своих местах. Особенно хорошо выглядит рабочее место. Свет падает слева. Очень удобный стул. Карандаши и бумага под рукой. Позаботьтесь, чтобы ваше рабочее место было таким же. Или пусть об это подумают ваши родители. Если они чего-то недопонимают, спойте им песенку про рабочее место. ПЕСЕНКА ПРО РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ РЕБЯТ ДЕТИ-РЕБЯТА: У папы и мамы, Нам это известно, Свой стол на работе Есть или станок. Так дайте и нам Постоянное место. Чтоб каждый освоить Грамматику мог. АВТОР-УСПЕНСКИЙ: А я, прогресса ради, Родителей прошу — Дать детям по тетради И по карандашу. ДЕТИ-РЕБЯТА: Пусть в нашей квартире От мебели тесно — Шкафы и диваны Стоят на пути. Но все же ребенку Рабочее место Родители срочно Должны отвести. АВТОР-УСПЕНСКИЙ: А я, прогресса ради, И пап и мам прошу — Дать детям по тетради И по карандашу. ДЕТИ-РЕБЯТА: Ученые и просвещенные люди Стране нашей Очень и очень Нужны. Поэтому мы Прохлаждаться не будем. Мы грамоте срочно Учиться должны. АВТОР-УСПЕНСКИЙ: А я, прогресса ради, Всех пап и мам прошу Дать детям по тетради И по карандашу. Если песенка не подействует, нарисуйте плакат, на котором — стол, стул и настольная лампа. Повесьте его на щетку или веник и ходите по квартире, выкрикивая лозунги: «КАЖДОМУ РЕБЕНКУ — РАБОЧЕЕ МЕСТО», «НЕ ХОЧУ БЫТЬ БЕЗДЕЛЬНИКОМ, ХОЧУ БЫТЬ АКАДЕМИКОМ!» И «С ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ ВЫ НЕ УЗНАЕТЕ МЕНЯ». И такой самый опасный для родителей призыв: «Каждому ребенку дайте по котенку!» Котенка вам так сразу не дадут, а рабочее место вы наверняка получите. Приложение третье. Что делали клоуны после занятий Как только прозвенел звонок и первый день занятий окончился, товарищ Помидоров взял портфель под мышку, попрощался со всеми и ушел. Девушка-директор Ирина Вадимовна вспрыгнула на мотоцикл и умчалась в город по делам. А Василиса Потаповна скомандовала: «По порядку номеров рассчитайтесь!» — и повела клоунов во двор школы, где была специальная двухэтажная пристройка, там находились комнаты для учеников и столовая. У входа стояла сестра-хозяйка, она же брат-повар тетя Фекла Паркинен. С хлебом-солью и с вкусным борщом-супом. — Ой, какие вы нарядные да красивые! А меня зовут тетя Фекла. Очень легко запомнить. Вот очки, а это стекла, а за ними тетя… — Свекла! — сказала Наташа. Но тетя Фекла даже не обиделась. Она приготовила вкусный обед и сказала: — Не знаю, чему вас там учат в школе, а я бы хотела вас научить правильно вести себя за столом. Главное — надо больше есть. Это очень полезно. Чем больше человек ест, тем больше он толстеет. Чем больше он толстеет, тем больше он здоровеет. — А у нас в тайге толстым людям плохо! — сказал Саня. — Захочет он на лошадь сесть — лошадь ляжет. Захочет на дерево залезть — дерево согнется. — Воспитанные люди на лошадь не лазят и на деревья не садятся, — сказала тетя Фекла. — Они дома живут, телевизор смотрят. И за гостями ухаживают. Вот ты, Шура, почему ты не ухаживаешь за Наташей? Передай ей, пожалуйста, котлеты. Шура потянулся за котлетами, но клоун Саня обежал стол и ухватился за тарелку с другой стороны. — Отдай. Я хочу быть воспитанным. — И я хочу быть воспитанным. — Я тоже хочу быть вежливым! Тут тарелка разломилась, и котлеты полетели к Наташе сами. А макароны отправились в другую сторону. Они упали на тетю Феклу. И у нее получилась красивая старинная прическа. Из макарон. Тетя Фекла рассердилась и стукнула ложкой и того, и другого. Так окончился разговор о вежливости и воспитании. Потом клоунов повели смотреть комнаты. Наташе досталась большая комната с люстрой, диваном и даже котенком. На стене висел список вещей. «Люстра — одна. Диван — один. Котенок Васька — одна штука». Наташа обрадовалась котенку Ваське — одной штуке. Она сразу помчалась к тете Фекле просить для Васьки молока одно блюдечко. А Шуру и Саню поселили вместе. Приложение четвертое. Выучите стихотворение ПЕРЕВОДНЫЕ КАРТИНКИ Нравится Маринке Переводить картинки. Вот стоит ее горшок, На нем картинка — петушок. Вот она цветок взяла И на дверь перевела. Перевела картинки На мамины ботинки. Встал с постели старший брат, На нем картинка — виноград, На портфеле — брюква, На фуражке — клюква. Говорят соседи папе: — А у вас грибы на шляпе, Сбоку всадник на коне И лягушка на спине. Папа взял картинки И спрятал от Маринки. Подняла Маринка плач: — Папа, миленький, не прячь! Больше я не буду Клеить их повсюду. И с тех нор порядок в доме, А грибы растут в альбоме. ВТОРОЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ На другой день все снова собрались в академии. И Помидоров тоже. Все ученики сели за столы. — Дорогие клоуны! — сказала педагог Василиса Потаповна. — Каждый культурный человек должен быть грамотным. Должен уметь писать и читать. — И неправда! — возразила Наташа. — Я, например, культурная. Не дерусь, не плююсь, где не надо. А писать не умею. — И я культурный, — сказал клоун Саня. — У меня даже два носовых платка есть. Для себя и для Полкана. А писать не могу. — Я тоже культурный, — присоединился Шура. — Я радио слушаю. И все знаю: что в Африке, сколько градусов в Подмосковье. Василиса Потаповна даже растерялась: — Выходит, совсем не обязательно учиться? — Получается так, — согласились клоуны. — А если вам надо заявление написать про телефон? — спросила она у Помидорова. — Или накладную заполнить на дрова? Или шины? Как тогда быть? — Заместитель заполнит. Василиса Потаповна совсем опешила. Вся ее педагогика рушилась. И тогда вмешалась Ирина Вадимовна: — Дорогие клоуны, а как вы напишите письмо другу? Или, например, записку? — Очень просто, — ответил боевитый Саня. — Мы это письмо нарисуем картинками. Ирина Вадимовна тогда решила провести эксперимент. — Мы с клоуном Саней, — сказала она, — сейчас уйдем в живой уголок. Он вам нарисует письмо, и вы попытаетесь его прочесть. — Ура! — закричали клоуны. В живом уголке Ирина Вадимовна сказала: — Помнишь, Саня, телеграмму, которую ты прислал нам из тайги? — Помню. — Вот ее и нарисуй. Тут Саня крепко задумался. Потом он взял карандаш. Потом он нарисовал такой загадочный рисунок. Муха Младенец в одеяле Сам Саня с ружьем и повязкой на руке Змея в кровати Директриса долго смотрела на рисунок. Потом сказала: — Я что-то не очень понимаю, что здесь написано. Ведь телеграмма была такая: «ВСТРЕЧАЙТЕ МЕНЯ. Я УЖЕ ВЫЛЕТЕЛ. КЛОУН САНЯ ИЗ ТАЙГИ И ЕГО ВЕРНЫЙ ПОЛКАН». И никаких там мух не было. — И здесь мух нет. Это пчела. Она жужит. Значит, надо читать: Ж-Ж-Ж-Ж. А это — дитя. Вместе получается Ж-Ж-Ж-ДИТЯ. Дальше нарисован я. — А что ты делаешь? — Я УЖА ЛЕЧУ. — Причем тут уж? — спросила Ирина Вадимовна. — А при том, что получается: Ж-Ж-Ж-ДИТЯ, Я УЖА ЛЕЧУ. То есть в переводе с картиночного: Я УЖЕ ЛЕЧУ В САМОЛЕТЕ. Уже вылетел. — Логично, — согласилась юная директриса. — Только ты уж и самолет нарисуй. И еще в телеграмме про Полкана было. Саня согласился и дорисовал. Вот что у него вышло: Муха. Дитя. Самолет. Саня. Уж в кровати. Полкан в кровати. Иными словами: Ж-ДИТЯ. Самолет. Я УЖЕ ЛЕЧУ ВМЕСТЕ С ПОЛКАНОМ. Саня свистнул Полкана, и Полкан примчался со двора. Саня сунул ему в зубы письмо и отравил в класс к клоунам. Когда он там появился, все к нему бросились. Первой стала читать письмо Наташа. — Все просто, как самовар, — сказала Наташа. — Когда Саня был маленький, его укусила муха. Так, что он даже подлетел. Он долго болел и решил, когда он вырастет, он станет врачом и будет лечить зверей. — А что, — сказала Василиса Потаповна. — Это похоже на правду. — И ни капельки! — возразил задумчивый Шура. — Я это прочел по своему. С другого конца. Смотрите: ПОЛКАН, УЖ, ДОКТОР… Получается: Полкан уж заболел… Как малое дитя. Летите все ко мне. Он болен не шутя. — Это такое стихотворение про болезнь. Высокая поэзия. — Потом он подумал и добавил. — И температура высокая. Все хотели полететь в живой уголок. Но Помидоров остановил народ: — Как же он заболел, когда он сам сюда пришел? Нос у него холодный и уши торчком. Он абсолютно здоров. Хвостом так и крутит. И при чем тут муха? — Тогда внесем поправки, — сказал Шура. — Учтем муху. — И хвост надо учесть, — добавила Наташа. — И хвост учтем, — согласился Шура. Вот что выйдет: Полкан, уж весь здоров. Как малое дитя. Он мухой к нам летит. Своим хвостом крутя. Василиса Потаповна была просто поражена — как из такой маленькой записки можно извлечь столько смысла и поэзии. Тридцать лет она воспитывала детей, а такого еще не видела. А в это время Ирина Вадимовна беседовала с клоуном Саней: — Жил ты раньше, Саня, в тайге. Охотился. Полкан твой белок выслеживал. Кругом просторы, поля, мотоциклы, воля… А теперь трудиться надо — учиться писать, читать, считать… — Не-а, — сказал Саня. — Мне считать не надо. Только писать. Я очень хочу переписываться. — С кем? — Вот с кем, — Саня достал из-за пазухи журнал «Огонек» и показал портрет очень красивой девушки. — Я как увидел ее, сразу решил с ней дружить. Она строгая и серьезная. А писать я не умею. Вот и приехал к вам учиться. — Очень хорошая девушка! — похвалила Ирина Вадимовна. — Мы обязательно с ней познакомимся поближе. Я даже знаю, где она живет. От восторга Саня перекувырнулся в воздухе. А тут прибежали клоуны и стати читать ему его загадочные стихи. — Полкан уж весь здоров. Как малое дитя. Он мухой к нам летит, Своим хвостом крутя. — Во дают! — рассмеялась Ирина Вадимовна. — Ты им телеграмму давал, а они вечер поэзии устроили. И все вспомнили про вчерашнюю телеграмму. И Саня растолковал им свой текст: — Ж-Ж-Ж-ДИТЯ САМОЛЕТ Я УЖА ЛЕЧУ ВМЕСТЕ С ПОЛКАНОМ. На это товарищ Помидоров заявил: — Такую телеграмму надо присылать вместе с тем, кто ее отправлял. — Зачем? — спросила Наташа. — Чтобы он сам ее читал. Я уже весь текст знаю, а у меня все равно по другому читается. — Как у тебя читается? — Так. «Ж-Ж-МАЛЬЧИК ВРАЧ ЗМЕЯ КОЗА». Что такое — жмальчик? Причем тут змея? — Не годится картиночный способ, — сказала директриса. — Вы только представьте себе, что все начнут писать таким способом. «ПРЯЧЬТЕ СПИЧКИ ОТ ДЕТЕЙ!». Саня, Наташа, Шура и Помидоров долго совещались. Потом принесли такой рисунок. В углу была женщина. Она стирала что-то в корыте. Потом были нарисованы спички. Много, много спичек. И никаких детей. — Как же это понимать? — спросили Ирина Вадимовна и Василиса Птаповна. — Это прачка, — сказала Наташа. — А это спички. Вот и выходит, ПРАЧКА СПИЧКИ. То есть «ПРЯЧЬ-КА СПИЧКИ!». — А где же дети? — А дети не нужны. Прячь спички и все. А от детей или от обезьян, или от пьяных — это не имеет значения. — Хороший плакат! — согласилась Ирина Вадимовна. А Василиса Потаповна была недовольна. — А откуда я знаю, что это прачка? Может, это кого-нибудь купают. Например, щенка решили покупать. — А тогда еще лучший плакат выходит! — обрадовалась Наташа. — Какой же? — Такой. «ПОКУПАЙТЕ СПИЧКИ!». — Или «СТИРАЙТЕ ДРОВА!» — сказала Ирина Вадимовна. — Если такие плакаты в городе появятся, никто работать не станет. Все будут их разгадывать. А попробуйте напишите такое: «ХРАНИТЕ ДЕНЬГИ В СБЕРЕГАТЕЛЬНОЙ КАССЕ». Или песню нарисуйте «В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА». А у товарища Помидорова вместо фамилии в паспорте будет помидор нарисован? Клоуны взяли бумагу и пытались все это передать картинками. У них ничего не вышло. Ребята, попробуйте вы написать рисунками то, о чем просила Ирина Вадимовна. Может быть, у вас лучше получится. А когда клоуны достаточно намучились, Ирина Вадимовна сказала: — А теперь сделаем главные выводы. Люди общаются между собой при помощи разговора, писем, телеграмм, записок и подзатыльников. Она сказала так и дала Сане подзатыльник, потому что он засунул руку в аквариум и пытался общаться с рыбами при помощи вылавливания. — Мы можем разговаривать и общаться даже с нашими далекими предками, с людьми, которых давно уже нет. Потому что мы умеем читать написанные ими книги, сказки и стихотворения. — Или знаем их наизусть! — добавила Василиса Потаповна. — Верно. И вся наша речь, сказки и стихи состоят из отдельных мыслей, поступков, которые мы передаем словами и предложениями. Вот вам пример предложения: «ВСТРЕЧАЙТЕ МЕНЯ, Я УЖЕ ВЫЛЕТЕЛ». — А теперь я попрошу всех вас придумать по предложению, — сказала Василиса Потаповна. Товарищ Помидоров придумал: — Гражданин Петров пошел в учреждение и там застрял. Клоун Саня сказал: — Гражданка Петрова пошла в учреждение и там застряла. Клоун Наташа быстро-быстро добавила: — Их дети Петя и Танюша пошли в учреждение и там застряли. А Шура молчал. — Ты чего молчишь? — спросила Ирина Вадимовна. — Придумай что-нибудь. — А что тут придумаешь? — сказал Шура. — Все уже застряли. И занятия окончились. Приложения ко второму дню занятий Приложение первое. Копия картины Крамского «Неизвестная» Это, ребята, фотография из журнала «Огонек». Портрет той самой девушки, с которой хочет переписываться клоун Саня. Что вы о ней можете сказать? Сколько ей лет? Молодая она или старая? Какая у нее профессия? То есть кем она работает? Почему она сидит в этом кресле на улице? Каким видом спорта она занимается? Есть ли у нее муж? Кем он работает? Есть ли у нее дети? Как они себя ведут? Все это расскажите маме. Пусть мама запишет ваш рассказ вам же на память. А потом через 20 лет вы его сами прочтете. И будете очень радоваться. Приложение второе Вы видите комнату в гостинице. В ней живут клоуны Шура и Саня. Здесь всего по двое. Две кровати. Два стола. Два коврика перед кроватями. Ведь жильцов здесь два. Поэтому у них и телевизора два. И два зеркала, чтобы не толкаться перед одним по вечерам. И две настольных лампы. Посмотрите, а все ли здесь встречается дважды? Может, есть какие-то предметы, которых больше? Я вам тонко так намекну. Здесь три окна. Четыре тапочка. А сколько перчаток? А есть ли здесь предметы, которых меньше, чем два? Например, сколько здесь люстр? Полов? Потолков? А есть ли предметы, которых еще меньше? Например, сколько здесь футболистов? Шагающих экскаваторов? Гренландских китов? Не очень много? Правда? А сколько их? Когда предметов нет, говорят, что их ноль. На том рисунке ноль футболистов, ноль экскаваторов и ноль гренладских китов. ТРЕТИЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ И вот наступил третий день занятий. Все утром пришли к академии и были потрясены. Потому что на двери висел замок и была приколота записка: «Немедленно освободите помещение. Здесь будут размещены курсы повышения завхозности. Товарищ Тараканов». Ирина Вадимовна сказала ученикам: — В прошлый раз я объясняла вам, что все мысли и желания мы передаем друг другу предложениями. В этой записке три предложения. «Немедленно освободите помещение». «Здесь будут размещены курсы завхозности». И «Товарищ Тараканов». Ясно? — Ясно, — сказал Саня. — Только непонятно, что нам делать с этими тремя предложениями? Особенно с первым, про помещение. Освобождать его или нет? — Ничего не надо делать, — сказала Ирина Вадимовна. — Надо заниматься. Я сейчас попрошу вас рассказать эту записку другими словами. — Можно я?! — закричала спешительная Наташа. — Я уже придумала. Другими словами это надо сказать так: «Дорогие клоуны, уходите отсюда. Здесь будут учить не вас, а завхозов. Друг всех насекомых». — Очень хорошо! — похвалила ее Василиса Потаповна. Но при чем здесь друг насекомых? — Если он товарищ Тараканов, то другими словами, он — друг всех насекомых. — Тараканов — это такая фамилия, — вмешался Помидоров. — Это мой начальник. Он командует всеми завхозами. Ирина Вадимовна стала дергать замок. А Наташа закричала: — Ой, Шура, Шура! Задумайся и сделай так, чтоб у нас появился ключ. Шура задумался, так что волосы зашевелились и загудел. Потом положил на землю шапку и сказал: — Раз! Два! Три! Шапка его вдруг подлетела, и все увидели, что из земли бьет струйка воды. Получился прекрасный родничок. То есть ключик. — Хороший ключ! — сказала Ирина Вадимовна. — Но очень мокрый. — Потом она спросила у Помидорова: — А где работает этот друг насекомых? — Он по городу бегает, — ответил тот. — Завхозов проверяет. — Далеко он не убежит! — закричал бешеный Саня. — Полкан, ко мне! Полкан был привязан к колышку во дворе. Он сразу прискакал вместе с колышком. Саня дал ему понюхать записку и скомандовал: — След. Полкан помчался вперед. Только копыта засверкали. — Стойте! — закричала завуч Василиса Потаповна. — Он же его загрызет! Саня снял шарф и обмотал Полкана. И ринулся вниз по эскалатору. А в школе Василиса Потаповна вела занятия. Клоуны Шура и Наташа играли в классы и не слушали ее. Один тов. Помидоров был дисциплинирован. — Все, что мы говорим, — утверждала Василиса Потаповна, — мы говорим словами. — Нет, — возражала прыгающая Наташа, — Мы говорим ртом. — Мы говорим словами! — настаивала Василиса Потаповна. — Например, есть слово «конфета». — Конфета — это не слово! — спорила Наташа. — Это еда такая. Очень вкусная. Василиса Потаповна начинала закипать: — Все, что мы говорим, мы говорим словами! Дети, призовите на помощь всю свою фантазию. И вы, товарищ Помидоров, тоже. Ученики сосредоточились. — Представьте, что у меня есть конфета. Я дала ее Наташе. Наташа конфету съела. Что осталось? — Бумажка, — быстро сказал Шура. — Нет, не бумажка. — Пакетик, — нашлась Наташа. — Никакой не пакетик! Подумайте, как следует. Товарищ Помидоров, что осталось? — Осталось чувство глубокого удовлетворения и гордости за преподавательский состав. Чувство благодарности к руководству. — Нет, я вас сейчас тресну! — закричала Василиса Потаповна. — При чем тут чувство благодарности? Саму конфету съели, а слово «конфета» осталось. — Конфета — это не слово, — опять сказала Наташа. — Это еда такая в бумажке. Из пакетика. — Караул! — тихо сказала Василиса Потаповна. — Нам необходимы учебные пособия, — заявил товарищ Помидоров. — А что это? — спросила Наташа. — В данном случае это конфеты. — Верно, — согласилась преподавательница. — Были бы у меня конфеты, я бы вам сумела объяснить. Наташа отвела Шуру в сторону и сказала: — Шура, напрягись. Срочно нужны учебные пособия. «Золотой ключик». Не меньше килограмма. Шура согласился и сразу же начал гудеть и трещать. Потом положил шапку на землю. — Сейчас нефть вдарит! — сказал Помидоров. Но нефти не было. Когда шапку подняли, под ней лежал красивый длинный золотой ключ. Весом не меньше килограмма. — Кому это нужно! — возмутилась Василиса Потаповна. — Нам же конфеты нужны. — И ключ нам нужен, — сказал товарищ Помидоров. — Мы теперь можем открыть замок. И точно, как только вставили ключ, замок сразу открылся. — Ура! — закричали клоуны. Тогда Василиса Потаповна спросила: — Ну, хорошо, конфета — это такой предмет в бумажке. А что такое «ура»? Это такая штучка в коробочке? Клоуны замолчали и посмотрели по сторонам. — Нет «уры», — сказали они. — Верно, такого предмета нет, — сказала Василиса Потаповна. — А слово такое есть. Есть еще слово «пожалуйста», а предмета не существует. Потому что слова и предметы — совершенно разные вещи. — Ой, — закричала Наташа. — А ведь бывает и так, что слово всего одно, а предметов очень много. Например, поезд, он один на станции, а вагонов… штук десять. — Это неправильный пример, — возразила Василиса Потаповна. — Вагоны здесь ни при чем. Но и вправду бывает так, что слово одно, а предметов два. Например, слово «шляпа». Этим словом зовут и мужскую шапку, и человека-растяпу. — А бывает так, — сказал Помидоров, — что один предмет называют разными словами. Например, можно сказать «начальник», а можно «руководитель». — И я такой предмет! — закричал клоун Шура. — Меня тоже можно называть разными словами. Я и «КЛОУН», и «ГРАЖДАНИН», и «УЧЕНИК». А моя мама говорит еще, что я «ОБОЛТУС» и «ТУНДРА». Она в городе Касимове живет. С дедушкой. — А моя мама, когда сердится, говорит, что я «ПУСТОЗВОНКА» и «БАЛАЛАЙКА», — сказала Наташа. — А мой начальник, когда бывает недоволен, называет меня «ДЕЗОРГАНИЗАТОРОМ ПРОИЗВОДСТВА» или «НАРУШИТЕЛЕМ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С ЗАНЕСЕНИЕМ В ЛИЧНОЕ ДЕЛО», — сообщил товарищ Помидоров. Тут подошел дворник дядя Шакир. Он тоже хотел поделиться, как его называют товарищи по работе, если они им недовольны. Но Василиса Потаповна остановила этот обмен опытом. — Вот вам, дядя Шакир, золотой ключ от академии. Охраняйте ее. Занятия на сегодня окончены. Завтра прошу никого не опаздывать. На сердце у нее было неспокойно: — А куда же подевалось мое руководство на мотоцикле? — тревожно думала она. — И где этот нарушитель дисциплины — клоун Саня со своим четвероногим животным миром? Приложения к третьему дню занятий Приложение первое. История для пересказа Заметка из газеты «ВЕЧЕРНИЙ ГОРОД» «НОВЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ СТАРЫХ ДВУХ» «Еще недавно в газете «Современный лесоруб» я описывал случай в собачьем питомнике. О том, как служебная собака вырастила козленка. Козленок ходил по следу, брал барьер, подавал голос и вырос в отличную служебную сторожевую козу. А вчера в столичном метрополитене десятки пассажиров с радостью могли наблюдать продолжение истории. В вагон вошел отлично сложенный юноша, ведя на поводке прекрасное гордое животное. Это была еще одна служебная коза. — Полкаша, — сказал юноша, — к ноге. И коза молча выполнила приказание. Юный пассажир — пионер, находившийся в этом вагоне, настолько был потрясен увиденным, что встал, отсалютовал и уступил служебному животному место. Со всех сторон посыпались вопросы: — А знает ли она команды? — А дает ли она молоко? — А надо ли ей делать прививки от бешенства? — А сколько раз в день ее надо выводить? И на все вопросы юноша отвечал положительно. В вагон вошел иностранец. Проще говоря подданный иностранной державы. В руках он держал соломенную шляпу. Полкаша настолько разволновалась, что немедленно откусила кусочек. Разволновался и юноша и быстро покинул вагон. Только копыта зацокали по мраморному полу. Они скрылись на эскалаторе. Кажется, это была станция метро «Киевская». Я думаю, наших читателей порадует столь быстрое внедрение служебных коз в жизнь. Что соответствующие руководящие работники поддержат ценное начинание молодежи и откроют в Москве «Клуб служебного козоводства». Потому что этот новый друг человека может не только задерживать преступников и ходить на охоту, но и давать молоко. А в крайнем случае и мясо». Корреспондент Жувачкин Приложение второе. Задание на правила движения по городу. Это, ребята, улица — Кутузовский проспект. Здесь находится райсовет. Он на этой стороне улицы. А на другой стоит сельскохозяйственный гражданин дядя Толя Гладилин. Видите, рядом с ним коза Машка, волк и капуста. Коза простая, не служебная. А волк полухищный. Дело в том, что дядя Толя жил в пригородной местности. В домике с огородом и капустой. И козой. Район стал расширяться. И на месте дядитолиного дома решили строить огромный горизонтальный небоскреб. Ему же предложили хорошую городскую трехкомнатную квартиру. Но он не хочет в ней жить. Потому, что привык жить в сельской местности с козой и волком. Он любит работать в огороде и дышать свежим воздухом. Вот он и пришел в райсовет просить себе вместо квартиры домик в пригороде с участком. Теперь ему надо перейти через улицу, чтобы попасть на прием к председателю райсовета. Он не может взять сразу все: и волка, и капусту, и козу. У него всего две руки. И одна уже занята. В ней портфель с документами. И с подарком. (Там сидит петух.) Если он возьмет волка, коза съест капусту. Если он возьмет капусту, волк съест козу. Как ему быть? Что он должен сделать, чтобы правильно перейти улицу? Чтобы не нарушать правила движения, и чтобы никто никого не съел. Приложение третье. Окончание рассказа про Полкана и тов. Тараканова. На станции «Киевская» Полкан вытащил Саню из вагона и кинулся по следу к эскалатору. Он выбежал, стуча копытами, на улицу и привел хозяина к зданию районного совета. Там, у ворот, стояла Ирина Вадимовна. — Здравствуйте, — сказал Саня. — След привел сюда. — Правильно, — согласилась Ирина Вадимовна. — Товарищ всех тараканов работает здесь, в райсовете. — Пропустите нас, — обратилась она к вахтеру. — Мы к товарищу Тараканову. — А зачем? — спросил вахтер. — По делу. — Мы ему молоко принесли, — объяснил Саня. — А где оно? Давайте мне, я передам. — Оно в Полкане, — сказал Саня. — То есть в козе. — Все сегодня к нам с козами идут! — удивился вахтер. — У нас здесь райсовет, а не министерство сельского хозяйства. Покажите документы. А я посмотрю, есть ли на вас и на ваше молоко пропуска. Пропусков на Полкана, Саню и Ирину Вадимовну не было. Конечно, вахтер мог бы их пропустить. Но он был племянник товарища Тараканова. И не хотел, чтобы его дядю беспокоили зря. — Ну их, этих клоунов с их парным молоком. Спокойствие товарища дяди Тараканова важнее. А то они его еще забодают. Он знал, что его дядю не очень-то любят. И ценят в народе. И старался в райсовет никого не пускать. ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ Все пришли вовремя, и никто не опоздал. — Ну, расскажите мне, что вы без меня выучили и поняли? — спросила Ирина Вадимовна. — Все! — закричали клоуны. — Мы уже все знаем. — Что мы разговариваем предложениями. — Что предложения состоят из слов. — Что предметы называются словами. Директриса достала маленькую клетку-садок. — Что это? — Это воробей! — закричали клоуны и товарищ Помидоров. — Сейчас мы его выпустим. — Ирина Вадимовна открыла дверку. — Ну-ка, лети. Воробей кинулся в окно. — Кто у нас был? — Воробей. Воробушек. — Воробьище. — Верно. Он улетел. А слово «воробей» осталось. Теперь я попрошу вас привести еще примеры. — Пожалуйста, — сказал товарищ Помидоров. — Гражданин Петров улетел в командировку. А слово «гражданин» осталось. Тут же включилась Наташа: — Его жена — гражданка Петрова улетела в командировку, а слово «гражданка» осталось. И Саня закричал: — Их собака Тузик улетела в командировку, а слово «собака» осталось. А Шура молчал. — Что же ты, Шура, молчишь? — спросила Ирина Вадимовна. — Придумай что-нибудь. — А чего тут придумывать, — сказал Шура. — Все уже улетели. Вдруг в дверь постучали и вошел почтальон. — Ой, как у вас тут здорово! — сказал он. — Что вы здесь делаете? — Мы здесь учимся, — сказала Наташа. — Сейчас мы проходим разницу между предметом и словом. Знаете вы эту разницу? — Кто же ее не знает. У нас на почте с этим порядок. Я могу вам даже песню спеть про это. Вон у вас сколько инструментов музыкальных. — И почтальон запел. А клоуны, Ирина Вадимовна и Василиса Потаповна ему подыгрывали. ПЕСЕНКА О ПРЕДМЕТАХ И СЛОВАХ — Допустим, я несу пакет Для доктора Петрова. Пакет — предмет, А в нем — привет. «Привет» — такое слово. ПРИПЕВ: Должны запомнить дети И знать, как дважды-два, Что есть на белом свете Предметы и слова. — Спасибо, — говорит Петров. «Спасибо» — это слово. За это слово я готов Расцеловать Петрова. ПРИПЕВ: Должны запомнить дети И знать, как дважды-два. Что есть на белом свете Предметы и слова. Вот с полной сумкою газет Я вдаль шагаю снова. И сумка — это мой предмет. А «даль» такое слово. ПРИПЕВ: Должны запомнить дети И знать, как дважды-два, Что есть на белом свете Предметы и слова. И почтальон с очень хорошим настроением умчался на свою почту. А у Ирины Вадимовны в руках осталось письмо. Оно было такое. «Районому народному хозяйству нашего района нужны грамотные завхозы. Для улучшения их обучения нам необходимо большое помещение. А неграмотные клоуны нам не нужны. В связи с вышеизложенным, приказ. ПРИКАЗ Оставаться в академии не разрешаю никому покинуть помещение. Товарищ Тараканов — главный завхоз районного хозяйства». — В этой бумаге, — сказала директриса, — есть одна ошибка. Какая? — В ней нет печати, — сказал тов. Помидоров. — Поэтому бумага недействительна. — Очень хорошо, что бумага недействительна. Но ошибка не в этом. Ведь приказ можно понимать по-разному. Можно так: «Оставаться в академии. Не разрешаю никому покинуть помещение». А можно так: «Оставаться в академии не разрешаю никому. Покинуть помещение». Все зависит от того, как прочесть. Между какими словами сделать остановку. На бумаге эта остановка обозначается точкой. — Мы сделаем остановку так, чтобы оставаться в академии! — закричала Наташа. И Василиса Потаповна сняла телефоную трубку и позвонила на почту: — Примите телеграмму. Для товарища Тараканова в райсовет. «Дорогой Тараканов. Неграмотные клоуны нам тоже не нужны. Клоуны будут грамотными. Ваш приказ выполнен. Никому не разрешено покидать помещение. Спасибо, что не забываете нас». Хороший документ, — сказал товарищ Помидоров. — Но самое главное, чтобы они ночью не заняли академию. Такие случаи бывали. Тогда их ни за что не выселить. — Об этом мы позаботимся, — ответила Ирина Вадимовна. И когда клоуны ушли, она позвала дворника дядю Шакира. Она сказала ему: — Нашу академию хотят захватить враги. — Империалисты? — спросил Шакир. — Нет, завхозы. Вам придется сегодня ночью стоять на посту и держать оборону. Вот вам ружье. Вот патроны, заряженные солью. — Ни в коем случае! — поразилась Василиса Потаповна. — Что вы! Это так жестоко — стрелять в людей солью. Уж лучше сахарным песком. Это более гуманно. Приложения к четвертому дню занятий Приложение первое. Рассказ по картинке. Ребята, эта комната товарища Помидорова в квартире товарища Помидорова и его жены Ф. Ф.Помидоровой (Ф. Ф. означает, что ее зовут Фекла Федоровна). Товарищ Помидоров очень аккуратный человек и очень большой умелец. Он все умеет делать. В середине на столе вы видите телевизор. Его тов. Помидоров собрал сам, когда работал на телевизионном предприятии. Из маленьких деталей. Телевизор работает хорошо. Фекла Федоровна от него не отходит. И сейчас она сидит слева от него и смотрит передачу «Увеличим поголовье птиц». В левой руке у нее чай. Справа от Феклы Федоровны пылесос. Он тоже собран Помидоровым. С полгода назад. Помидоров тогда был завхозом на «Первом пылесосном заводе № 6». В левом углу стоит пианино. Отличный инструмент. Собран под руководством тов. Помидорова совсем недавно. Это случилось после того, как тов. Помидоров с группой товарищей проводил осмотр пианинной фабрики. А в правом углу комнаты, под брезентом стоит авиационная пушка. Ее собрал не сам товарищ Помидоров, а его сын Вася. Он учится в авиационном техникуме и проходил практику на военном заводе. На пианино, слева лежит трудовая книжка тов. Помидорова. В ней записаны выговоры и наказания, которые тов. Помидоров получил за утаскивание с работы нужных стране деталей. (В результате исследования рисунка ребята осваивают понятия лево и право). Приложение второе. Рассказ для пересказа. «СЛУЧАЙ С ДЯДЕЙ ШАКИРОМ ТЕМНОЙ НОЧЬЮ» Ночью дядя Шакир с ружьем стоял на посту у дверей академии. Стоял, стоял, устал. Он притащил на пост кресло из сторожки и уже сидел на посту. С ружьем на плече. Сидел, сидел, сидел, утомился. Он принес настольную лампу и стал читать интересную книгу на посту. Про веники. Читал, читал, читал, читал, задремал. Он принес на пост раскладушку и решил немного полежать на посту с ружьем через плечо. Лежал, лежал, лежал, лежал, лежал, заснул. А тут появились какие-то люди, взялись за раскладушку и захотели вынести сонного дядю Шакира на городскую площадь. Они уже почти донесли раскладушку до ворот… Но тут вмешался Полкан. Он знал и твердо помнил приказ своего хозяина Сани: «Всех впускать и никого не выпускать». Полкан зарычал: — Бе-еее-бе-бе! И бросился на уносчиков. Так они и полетели в разные стороны. А дядю Шакира бросили. Дядя Шакир закричал: — Караул! Моя твоя уносют! Схватил ружье из-под одеяла и бабахнул сахарным песком, куда глаза глядят… ПЯТЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ На другой день дядя Шакир рассказывал: — Стою я на посту. Держу оружий и адыним гылазым посматриваю. Выдыруг… Вдруг появилась какая-то черная сила, подхватила его и запихнула в кровать. — А откуда взялась кровать? — спросила Наташа. — По-моему, я ее сам принес. Я был, как загыпнытизыровынный. Как дурной какой. Но ничего. Он не сдавался. Лежал, как на войне, и в разные стороны прицеливался. И вдруг, словно мина под ним взорвалась. — Мыня вон куда бросило. Вместе с расклыдушкой. Сверху Полкан упал. А кругом выраги. Я и давай стрелять, сколько было сил. Ирина Вадимовна поблагодарила дядю Шакира и разрешила ему взять отгул на два дня. Чтобы отдыхать и спать. — А кто же будет дежурить сегодня? — спросил тов. Помидоров. — Сегодня буду дежурить я! — гордо сказала Василиса Потаповна. — Спасибо! — поблагодарила ее директриса. — Сейчас я попрошу вас вести занятия. А сама поеду в Министерство. Надо разобраться — кто и зачем хотел утащить дядю Шакира. Ирина Вадимовна вспрыгнула в седло мотоцикла и еще не успела оказаться в седле, как верный мотоцикл вынес ее на улицу. Министр принял ее в своем кабинете. Он спросил: — Ну как, отросла борода у дяди Шакира? — Нет еще. Но нам не до бороды. Самого дядю Шакира чуть не украли. И она рассказал министру про последние события. Про письма и нападения. — Сегодня у нас утаскивают дядю Шакира. Завтра Василису Потаповну. А послезавтра и учеников. Так мы без кадров останемся и без помещения. Министр сказал: — Это помещение Горсовет дал нам временно. Раньше оно принадлежало школе завхозов. Они там хранили веники, ломы и счетно-решающие машины. Теперь им стало тесно. Вот они и стараются вас выжить. — Боюсь, они перестарались. — Да, у них там есть один энтузиаст, товарищ Тараканов. Напористый очень. Но ничего, вам надо продержаться чуть-чуть. Скоро им построят новое здание. — Хорошо. Будем держаться. Только Ирина Вадимовна села на мотоцикл, как ее из окошка окликнул министр. — Стойте. Вот вам подарок для дяди Шакира. Париковая борода. Сейчас это очень модно среди интеллигенции… Тем временем Василиса Потаповна вела урок. — Я надеюсь, вы поняли, что предложения состоят из слов. Например, возьмем такое мудрое предложение: «ДЕТИ, ЕШЬТЕ РЫБИЙ ЖИР!» Из скольких слов оно состоит? — Из трех, — сказала Наташа. — Перечисли. — Из «дети», «ешьте» и «рыбий жир». — В чем она ошибается? — спросила Василиса Потаповна. — В том, что рыбий жир надо не есть, а пить, — сказал Саня. — И не только детям, но и взрослым! — добавил Помидоров. — Нет. Ошибка в том, что «рыбий жир» — это два слова. Одно слово «жир», а второе — «рыбий». Вдруг в класс вошел какой-то гражданин с огромной бородой. Он спросил: — Из каких слов состоит предложение «Бородатый дядя»? И сам же ответил: — Из двух. Из дяди и бороды. Гражданин снял бороду, и все увидели, что это Ирина Вадимовна. Она сказала: — Я вам сейчас дам слова. Целую кучу. А вы сделаете из них предложения. Слова такие: гражданин, телега, читает, везет, лошадь, газета. Клоуны задумались, а товарищ Помидоров закричал: — Гражданин читает газету. — Лошадь везет телегу! — закричал Саня. — А если повеселее? — сказала Ирина Вадимовна. — Лошадь читает газету, — сказала Наташа. — Гражданин везет телегу! — добавил Саня. — А еще можно так, — сказал Помидоров. — Гражданин читает телегу. У нас в учреждении «телегой» называют ругательное письмо. Тут его фантазия разбушевалась, и он закричал: — Гражданин читает лошадь! — А что? — поддержала Ирина Вадимовна. — Представляете себе — живая газета. Заголовок «Вечерняя лошадь». И на боках фотографии и статьи. — Я бы обязательно выписывал бы такую газету, — сказал Саня. — Почтальон на ней приехал. Мы всей семьей ее прочитали, покормили, и она ушла к другому подписчику. — Но пока «Вечерняя лошадь» еще не выходит, предложение «Гражданин читает лошадь» неправильное. Мы взяли слово из одного предложения и поставили в другое. А в каждом предложении должен быть порядок. — Порядок должен быть не только в предложении, но и вообще! — сказала Василиса Потаповна. А Ирина Вадимовна достала из шкафа гитару и продолжила объяснение под музыку. — Песня, — сказала она объявлятельным голосом. — Про объявления. — И запела: — Известно — объявления Нужны нам для того, Чтоб знало население, Читая объявления: — Что? Где? Когда? И почему Зачем? И для кого? «Нужна детсаду прачка. Звоните в детский сад». «От нас ушел котенок По кличке Мармелад». «Сдается дача летняя С козой и гаражом». «В театре будет лекция Про жизнь за рубежом». «Нужна телега с лошадью И грузчики на склад». «Назавтра ожидается Гроза, а так же град». «Учитель учит пению И рисованию». И «Требуется няня В хорошую семью». Наборщик в типографии. Вдруг выронил набор. Смешались в объявлениях Слова и предложения. И в этих где? Когда? Зачем? Произошел сыр-бор. «Нужна детсаду няня С телегою на склад». «От нас ушел учитель По кличке Мармелад». «Назавтра ожидается Гроза за рубежом». «В театре будет лекция Коза над гаражом». «Котенок учит пению И рисованию». «И требуются грузчики В хорошую семью». Смеялось объявление, Читая население… То есть нет, Смеялось население. Читая объявления. А кто смеяться не умел. Пришел в недоумение. Клоуны смеялись, а товарищ Помидоров пришел в недоумение: — Наверное, ему объявили строгий выговор, — сказал он. — Кому? — Этому наборщику. Чтобы больше не путал. — Верно, — согласилась Ирина Вадимовна. — Я думаю, что еще премии лишили. И с доски почета сняли. Тут прозвенел звонок. Занятия на сегодня были окончены. Приложения к пятому дню занятий Приложение первое. Рассказ по картинке. Это квартира товарища Тараканова. Главного районного Завхоза. Он и его семья пьют чай за столом. Вы должны узнать, кто из пьющих тов. Тараканов? Это непросто. Потому что все члены семьи одеты одинаково и очень похожи друг на друга. (На рисунке все пьющие чай сидят в одинаковой позе. Все они одеты в военную форму гражданской охраны). Семья товарища Тараканова была очень удобной. Все в ней делалось по команде. Утром: «Подъем!» — все встают. — Зарядку выполняй! — И все выполняют. — Чай пей! Радио слушай! — Все пьют чай и слушают радио. Поэтому в семье никогда не было споров и разногласий. Вот и сейчас все пьют чай по команде. Только одному человеку не очень нужен сахар. Самому товарищу Тараканову. (Помните, ночью дядя Шакир стрелял в кого-то сахарным песком. Вы догадались в кого? Этот кто-то еще не очень может сидеть. Потому что в него попали. Вы узнали куда?) Теперь вы окончательно познакомились с товарищем Таракановым. И можете его совсем внимательно рассмотреть. Потому что на стене лицом к вам висит его большая фотография. Второе приложение. Рассказ для пересказа. ЗАВУЧ ВАСИЛИСА ПОТАПОВНА НЕСЕТ НОЧНОЕ ДЕЖУРСТВО — В наш век технического прогресса и массовой сообразительности нелепо не спать всю ночь, — решила Василиса Потаповна. — Надо чтобы человек — светоч разума спал. Пусть не спит техническая мысль. Она принесла из домика дяди Шакира раскладушку и одеяло. И приготовила все для сна. Потом нашла небольшую металлическую бочку и установила ее над крыльцом. На самом краю крыши. К бочке она привязала длинную веревку. Другой конец веревки она протянула к калитке. Если бы теперь кто-либо потащил калитку на себя, бочка бы немедленно свалилась бы вниз со страшным грохотом. И подняла бы на ноги не только спящую Василису Потаповну, но и всю милицию города и области. Когда героическая Василиса Потаповна все это устроила, она с чистой совестью легла спать. Она спала и вспоминала свою палаточно-раскладушечную молодость. А на крыше академии жила одна любопытная ворона. Она взяла да и спустилась вниз посмотреть — что это без нее смастерили. И села на веревочку Как бочка загрохочет! Как Василиса Потаповна выскочит из раскладушки! Как ворона перепугается и в обморок! Героическая завуч поняла, в чем дело. Снова установила бочку и стала делать вороне искусственное дыхание. Привела ее в чувство и легла спать. А тут патруль милицейский прикатил. Что это тут у вас было? Откуда такой грохот произошел, что милиции страшно стало? Он за ручку как потянет, чтобы на участок войти, бочка как свалится! И давай грохотать. Милиционер на бочку прыгнул и приемами самбо ее утихомирил. Но при этом грохот был такой, что мотоцикл чуть-чуть не убежал. Героическая Василиса Потаповна проснулась и все милиционеру объяснила. И они опять бочку на место установили. Василиса Потаповна спать легла, а милиционер уходить стал. Как он калитку толкнет, чтобы выйти. Как веревка натянется. Как бочка слетит! Как он на нее бросится! Тьфу ты! Не очень-то в эту ночь Василиса Потаповна отдохнула. Школа клоунов: занятие 6-9 | |
| |
Просмотров: 5551 | |